ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВО

ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВО
(CONSUMER SOCIETY) Этот термин воплощает идею, согласно которой современные общества отличаются тем, что они во все большей степени оказываются организованными вокруг потребления. Характерные черты обществ потребления являются предметом быстро развивающейся и отчасти непоследовательной полемики, в ходе которой обсуждается следующее. (1) Растущее изобилие. У населения западных стран появилось в целом больше денег на потребительские товары, отдых и досуг. (2) Продолжительность рабочего времени уменьшалась с начала ХХ в., оставляя все больше времени для досуга. (3) Идентичность индивидов основывается на их деятельности в качестве потребителей и досуге в той же степени (если не в большей), что и на трудовой деятельности. В обществах возникла потребительская культура (consumer culture). (4) Вследствие эстетизации повседневной жизни, больший интерес вызывают презентация индивидом своего имиджа и конструирование жизненного стиля; при этом как то, так и другое предполагает приобретение различного рода товаров. Потребление этих товаров организуется не вокруг потребности, а вокруг «мечты». (5) Акты потребления, развитие жизненного стиля, приобретение определенных товаров во все большей степени используются в качестве маркеров социальной позиции. Люди используют так называемые «позиционные товары»  для демонстрации своего членства в определенных социальных группах, а также для проведения различий между собой и другими людьми. (6) Если ранее, в XIX и ХХ в., основными источниками социальной дифференциации были социальный класс,  раса или гендер, то в конце ХХ в. на смену им пришли образцы потребления или потребления различия.  (7) В обществах потребления потребители приобретают власть и авторитет за счет производителей, будь то производители товаров или профессионалы, предлагающие определенные услуги, такие, как врачи, учителя или юристы. В некотором отношении экономическая позиция потребителя подменяет его политические права  и обязанности — гражданин заменяется потребителем. (8) Все большее число товаров и услуг, а также все большая часть человеческого опыта и аспектов повседневной жизни коммодифицируется (становится товаром) или выставляется на продажу. Рынок распространяется на все сферы жизни, а совершение покупок становится видом досуга. Многие участники полемики об обществе потребления указывают, что социологический анализ чрезмерно сосредоточивался на производстве — опыте и последствиях оплачиваемой работы — и недостаточно на потреблении. Хотя современные общества действительно обладают некоторыми из этих черт, отнюдь не очевидно, что они обладают всеми этими чертами. Также не ясно, каково может быть их значение, и следует ли их приветствовать. Например, утверждалось, что класс, раса и гендер продолжают оставаться одними из наиболее важных источников социальной дифференциации, и что эстетизация повседневной жизни  характерна отнюдь не для большинства. Многие авторы сомневаются в том, что общество потребления  наделяет потребителей властью, утверждая, что оно представляет собой результат распространения капиталистических ценностей и еще более отдаляет богатых от бедных. См. также: Адорно; Бурдье; Капитализм; Коммодификация; Маркузе; Постмодерн; Постмодернизм; Реклама; Общество изобилия; Франкфуртская школа. Лит.: Lury (1996)

Социологический словарь. — М.: Экономика. . 2004.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВО" в других словарях:

  • Общество потребления — Общество потребления (англ. Consumer society) метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением… …   Википедия

  • Общество потребления (Бодрийяр) — «Общество потребления» (фр. La société de consommation: ses mythes et ses structures)  социально философский труд Жана Бодрийяра, написанный в 1970 году. Русский перевод Е. А. Самарской издан в 2006 году… …   Википедия

  • ПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗЛИЧИЯ — (CONSUMPTION CLEAVAGES) В рамках многих социологических исследований предполагалось, что социальный класс является источником важного социального деления. Однако в последнее время часть социологов утверждает, что по ряду причин деление на классы… …   Социологический словарь

  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ —     ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ термин, используемый для критики общества массового потребления (или общества “всеобщего благосостояния”) как фетишизирующего потребление стандартных бытовых товаров и услуг в ущерб развитию духовных и… …   Философская энциклопедия

  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ — англ. society, consumer; нем. Konsumgesellschaft. Современное общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентации и установок. см.… …   Энциклопедия социологии

  • ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ — термин, применяемый классической немарксистской социологией в 1950 1960 е для обозначения состояния высокоразвитых обществ Запада того времени. Возник в контексте и парадигмальных рамках теорий общества «всеобщего благоденствия» и «общества… …   Новейший философский словарь

  • Общество потребления — С английского: Consumer society. Из книги «Средства для поднятия настроения» (1973) американского политолога Ивана Иллича (р. 1926). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Общество спектакля — (фр. La Société du spectacle)  книга, написанная Ги Дебором в 1967. Книга посвящена анализу современного западного общества с леворадикальных позиций. Суть современного состояния Ги Дебор определяет как утрату непосредственности: «всё,… …   Википедия

  • ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ — общество, характеризующееся высоким уровнем производства и потребления информации и информационных услуг. Компьютерная революция, произошедшая в ряде цивилизованных стран мира, приводит к изменению духовного мира человека, идеологии общества,… …   Педагогический словарь

  • Идеология потребления — Общество потребления (англ. consumer society) совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»